«Погружаемся в культуру Урала» — обзор книжной выставки

Народные промыслы Урала имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из разных уголков России.

В межпоселенческой библиотеке к «Библионочи-2022» подготовлена выставка - просмотр «Погружаемся в культуру Урала». На ней вы познакомитесь с книгами по декоративно- прикладному искусству Урала, с фольклором Урала, с музеями народной культуры, уральской кухней и др.

«Погружаемся в культуру Урала» — обзор книжной выставки, изображение №1

Народные умельцы

Весь мир знает уральские самоцветы. Но дело не только в том, что в этом регионе хранились несметные природные богатства. Ещё здесь жили талантливые декораторы и мастера по обработке драгоценных камней. Лучшие образцы ювелирного искусства изготовлены именно тут, и они заслуженно обрели международную славу.

Это мастерство начало развиваться ещё с тех пор, как Пётр I основал гранильную промышленность. С тех времён огранка и обработка самоцветов стали делом, которое часто передавалось из поколения в поколение. Именитые мастера нередко набирали учеников со стороны, проводя жёсткий отбор. Заниматься ювелирным делом было очень престижно, так как профессия давала отличный доход.

В искусных изделиях воплощались культурные художественные традиции Урала, по которым можно отследить изменения в тенденциях оформительского мастерства. Фантазия и отличный вкус — основные характеристики уральских мастеров.

Об этом всём рассказывают книги:

Семенов В.Б. Уральские самоцветы /В.Б. Семенов, И.М. Шакинко. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство,1982. - 288 с.: ил.

Копылова В. И. Ювелирное искусство Урала / В.И. Копылова. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство,1981. - 224 с.: ил.

Традиционным уральским промыслом является камнерезно-гранильное производство. Выпуск изделий из поделочных и полудрагоценных камней с 1726 года был сосредоточен в г. Екатеринбурге в небольшой мастерской, выросшей впоследствии в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Со второй половины XIX века камнерезные производства размещались во всех крупных заводских поселках.

О традиционных уральских промыслах рассказывают книги:

Ленковская Е. Сокровища Рифейских гор: о традиционных уральских художествах/ Е. Ленковская.- Екатеринбург: Генри Пушель, 2014. - 256 с.

Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями.- Екатеринбург: Генри Пушель, 2011.- 128 с.

Лаврова С. Удивительный Урал /С. Лаврова.- Екатеринбург: Сократ, 2014.- 72 с.

Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала / В.А. Барадулин.- Свердловск: Средне - Уральское книжное изд-во, 1987.- 128 с.: ил.

Национальные наряды

Народные традиции Урала и уральского народа воплотились в одежде. Южноуральские, башкирские и татарские костюмы имеют одно происхождение. Они напоминают стандартные одежды кочевников из Сибири и Центральной Азии. На платьях присутствовала вышивка, а под них надевали безрукавку. На голову женщины надевали кашмау — головной убор наподобие колпачка. Сверху кашмау оборачивали белым покрывалом. У женщин колпачок был однородным, а у незамужних девушек — украшен бисером и монетами.

В некоторых областях женским нарядом был сарафан, под которой носили длинную рубаху с рукавами. Грудь украшал самый яркий элемент национального костюма — нагрудник. На него нашивали монеты, кораллы, кусочки стёкол или самоцветов, звенья и т.д. Этот элемент костюма очень тяжёлый, но он считался самым важным, и не только из-за красоты: по нему определяли, насколько богата семья девушки и хорошее ли приданное дадут за невесту. У мужчин национальный костюм был ярким. Он состоял из штанов и рубахи, а сверху в праздники надевали кафтан. Самой распространённой обувью были лапти, а в холодное время года – сапоги.

Формирование национальной одежды не остановилось по сей день. Сейчас многие уральцы облачаются в такие одежды на современный манер на праздники, на свадьбы и другие торжества, и это становится всё более распространённой традицией.

С традиционным уральским народным костюмом знакомят книги:

Народное искусство Урала. Традиционный костюм/ред- сост. А.А. Бобрихин, О.Д. Коновалова, С.Н. Кучевасова и др.- Екатеринбург: Баско, 2006.-112 с.: ил.

Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала. XIX-XXI вв.-Екатеринбург: Сократ, 2015.- 320 с.: ил.

Гостеприимство

Гостеприимство можно назвать культом на Урале. Даже если в дом заглянул незваный гость, его досыта накормят лучшими блюдами, которые есть в семье. Радушие и дружелюбие — это то, что ощутит каждый человек в провинциях и сейчас. Нельзя отказываться от угощения, потому что это будет расценено как оскорбление. На прощание уральцы ещё и одаривали своих гостей какими-то подарками или давали с собой блюда в дорогу. Но нужно быть начеку, поскольку к гостям было одно требование: гостить можно было до 3 дней. Даже если вас уговаривают остаться подольше, в этот срок нужно поблагодарить хозяев от души за всё и уйти.

Познакомиться с уральской кухней можно, если откроете книгу:

Турыгин В.В. Уральская кухня /В.В. Турыгин.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980.-158 с.

Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал – это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:

Всё на Урале есть, а если чего нет, то значит – ещё не дорылись.

Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.

С легендами и преданиями Урала знакомят книги:

Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы.-Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1991.-288 с.: ил.

Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях. - Екатеринбург: Банк культурной информации, Сократ, 1998.- 160с.- (Летопись уральских деревень).

Лаврова С.А. Сказания земли Уральской /С.А. Лаврова.- Екатеринбург: Сократ,2016.-112 с.

Жил - был Седой Урал: сборник топонимических легенд /Ред и сост. С. Логинова.- Екатеринбург: Азимут, 2013.-224 с.

А вы знаете где находится музей деревянного зодчества на Урале? Правильно, в Нижней Синячихе. Называется Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества. Основал этот музей Иван Данилович Самойлов. С 1967 года Самойлов своими силами, на общественных началах взялся за реставрацию Спасо-Преображенской церкви как памятника архитектуры. Здание было сильно разрушено, восстановление заняло десять лет. В 1978 году Иван Данилович открывает в отреставрированном здании музей уральской домовой живописи. А затем на близлежащей территории создает музей под открытым небом – заповедник деревянного зодчества и народного искусства. В 1995 году Нижнесинячихинский музей получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения.

Познакомиться более подробно с музеем можно, если перелистаете эти издания:

Нижняя Синячиха. Музей – заповедник деревянного зодчества /Текст И.Д. Самойлов, А.В. Рычков.- Реж: Малыш и Карлсон, 2008.- 16 с.: ил.

Самойлов И.Д. Из дневников реставратора (1971-1978 гг.).-Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.- 104 с.

«Погружаемся в культуру Урала» — обзор книжной выставки, изображение №2

Если вы хотите больше узнать об Урале, его традициях, обычаях, ремеслах, фольклоре, читайте книги с нашей книжной выставки «Погружаемся в культуру Урала» и она станет вам ближе и родней.

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Во время посещения сайта «kmr-mkic.ru» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее